Цели маркетинговых исследований:
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Маркетинговое исследование должно помочь в решении проблемы компании, ответив на ключевой, или главный, вопрос разрешения проблемной ситуации. Цель исследования формулируется так, чтобы его результаты давали ответы на ключевой вопрос проблемной ситуации. В нашем примере менеджмент компании должен ответить на вопрос: "Что мы должны делать в сложившейся конкурентной ситуации?" Соответственно, целью маркетингового исследования является анализ эффективности маркетингового комплекса компании и разработка рекомендаций его развития. Цель маркетингового исследования определяет масштаб и объем предполагаемых работ и, соответственно, детерминирует стоимость исследования.
Задача маркетингового исследования (light) заключается в обеспечении бизнес-плану выполнения формального требования к нему по наличию в нем разделов "Описание отрасли" и "Анализ рынка". Цель исследования — восполнение "белых пятен" в информации, предоставленной Заказчиком в части основных тенденций рынка и спроса на продукцию. Данное исследование опирается на ограниченное число открытых источников информации, обычно СМИ (Интернет).
Кабинетное маркетинговое исследование выполняется на основе вторичных источников информации, то есть информации, размещенной в открытых источниках: СМИ, аналитические обзоры, специализированные информационные базы данных, информация Государственного комитета статистики, Таможенного комитета, Минэкономразвития и профильных министерств и ведомств. В большинстве своем отвечает на общие вопросы о емкости рынка, основных тенденциях, целевой аудитории, игроках и конкурентах, каналах продвижения и прочие. В некоторых случаях целесообразно проведение углубленных кабинетных исследований, в ходе которых выполняется большой фронт аналитической работы. Для повышения достоверности полученной информации возможно привлечение соответствующих экспертов.
Полевое маркетинговое исследование отличается от кабинетного исследования методами сбора информации. При полевом исследовании исследуется информация из первичных источников - мнения экспертов, специалистов, потребителей и проч. Для получения информации существуют разные методы: выполняются интервью, проводятся опросы, фокус-группы, наблюдения и т.д. Только полевое исследование может дать наибольшее представление о рынке и реакции потребителей на предлагаемую продукцию или услуги и предоставить материал для разработки маркетинговой стратегии. В зависимости от задач возможно проведение как качественного, так и количественного исследований.
Цель выполнения аналитических или бизнес исследований сбор и анализ информации по какой-либо сфере, к примеру, это может быть: изучение опыта зарубежный компаний, изучение и анализ специфики какого-либо вида бизнеса, выявление барьеров для выхода на рынок, поиск поставщиков оборудования, технологий и т.д.
PEST исследование Отдельными видами аналитических исследований являются PEST исследования — это изучение политической, экономической, социальной и технологической среды. Как правило, PEST исследования целесообразны при открытии бизнеса в других регионах или государствах, когда успешная реализация проекта во многом зависит от политической и экономической конъюнктуры региона, но могут решать и иные задачи.
На основе результатов выполненных маркетинговых исследований возможна разработка маркетинговой стратегии компании — программы продвижения продукции на рынок и обеспечения требуемого объема продаж: определение целей, способов их достижения, ресурсного обеспечения, направлений продвижения и оценка их эффективности, разработка медиа-плана и т.д.