Несмотря на фактический запрет высшим правительственным чиновникам произносить слово "рецессия", экономический спад в России, похоже, все-таки начался. Впервые с июля 2009 г. произошло падение производства, а компании сокращали персонал максимальными за шесть месяцев темпами.
Ситуация в обрабатывающих отраслях в начале второго полугодия резко ухудшилась. Отсутствие прироста числа новых заказов привела к падению производства впервые за четыре года. Это вынудило компании прибегнуть к сокращению персонала.
В основу оценки положен сезонно очищенный индекс обрабатывающих отраслей России (PMI), отслеживающий развитие общей конъюнктуры рынка. Он опустился ниже критической отметки 50 пунктов, составив 49,2 пункта, что является первым отрицательным с августа 2011 г. и минимальным с декабря 2009 г. значением Примечательно, что еще в июне индекс PMI составлял 51,7 пункта.
Рост производства сменился сокращением только в июле. Объемы производства, новые заказы и занятость – все ключевые показатели PMI указали на значительное падение ниже критической отметки 50 баллов в июле. Кроме того, запасы зафиксировали рост третий месяц подряд – такое наблюдалось только в годы кризисов – 2008-й и 1998-й. Полученные результаты явились неприятным сюрпризом после довольно обнадеживающих результатов опроса PMI в предыдущем месяце.
Ключевым фактором общего ухудшения ситуации в обрабатывающих отраслях в июле стало отсутствие роста количества новых заказов. Полученные данные свидетельствуют о том, что основным источником ослабления выступает внутренний спрос, поскольку новые экспортные заказы росли третий месяц подряд максимальными темпами с мая 2012 года.
Объемы незавершенных заказов, по данным исследования, уменьшились пятый месяц подряд максимальными темпами с сентября 2012 года. Показатели занятости сократились восьмой раз за девять месяцев, причем это сокращение осуществлялось максимальными с января темпами.
Результатом ослабления рыночной конъюнктуры стало сокращение закупочной активности предприятий впервые с января 2012 года. Характерно, что сокращение закупочной активности происходило на фоне максимальных за семь месяцев цен на сырье и материалы.
Результаты исследования указывают на необходимость срочных мер по поддержанию и стимулированию отечественного производства. Одной из таких стимулирующих мер может стать решение о снижении ключевых процентных ставок, что позволит сделать деньги более доступными для представителей промышленных отраслей. Но пока никаких признаков движения финансовых властей в эту сторону не замечается, что обусловлено опасениями инфляции. Вполне возможно, что в подобной сдержанности есть свой резон, однако если падение производства продолжится и дальше, российская экономика рискует оказаться в состоянии стагфляции, характеризующейся стагнацией производства при высоком уровне инфляции.
Самыми стабильными и прибыльными источниками дохода в первом полугодии 2013 года были облигационные фонды и банковские вклады. Негативную оценку по итогам полугодия получили инвестиции в банковские металлы, в частности в серебро и золото.
Некоторые цифры. Среди лидеров по доходности оказались банковские вклады - они обеспечили своим владельцам полугодовой доход в размере 4,83%. Следует отметить, что чистая прибыль (за вычетом инфляции за этот промежуток времени, составившей 3,6%) оказалась всего 1,23%. Примерно такой же доход принесли инвестиции в паевые облигационные фонды: с учетом инфляции прибыль составила 1,38%. Что касается российского фондового рынка, то многие инвесторы по результатам полугодия оказались в убытке. По мнению специалистов, это обусловлено медленным развитием отечественного рынка акций на фоне резко усилившихся позиций рынка США.
Инвесторы, предпочитающие вкладывать в недвижимость, также терпят убытки. Даже не учитывая расходы на налоги и коммунальные платежи, баланс все равно оказался негативным. Чистый убыток с учетом инфляции составил порядка 2%. Это не относится к инвесторам, которые сдавали приобретенную недвижимость в аренду. Такой способ инвестирования однозначно принес доход.
На последнем месте в рейтинге прибыльности (уже со знаком минус) оказались инвестиции в драгоценные металлы. Золото понизилось в цене сразу на 20%, ну а позиции серебра просто рухнули - на 40% за шесть месяцев. Это объясняется тем, что драгоценные металлы являются «инвестицией в неспокойные времена», когда о прибыли речи не идет, а необходимо просто защитить свои сбережения.
В соответствии с Республиканской программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, малому и среднему бизнесу предоставляются различные виды субсидий, поручительства и микрозаймы. В течение 6 месяцев 2013 года в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан проведено 36 заседаний Комиссии по предоставлению микрозаймов и поручительств за счет средств Гарантийного фонда субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП. За 6 месяцев текущего года 177 предпринимателям за счет активов АНО «Центр микрофинансирования РБ» предоставлены микрозаймы на общую сумму 120,9 млн. рублей. Средний размер микрозайма 683 тыс. рублей. При этом количество удовлетворенных заявок 81%.
Выдано 34 поручительства за счет средств Гарантийного фонда на сумму 196,71 млн. рублей, что позволило привлечь кредитных средств на общую сумму свыше 372 млн. рублей. Напомним, что условия заимствования следующие: сумма займа не более 1 млн. рублей, срок займа 1 год, процентная ставка 10%.
Июнь порадовал показателями по вводу новых производств. Прежде всего следует отметить, что объём инвестиций в них составил 65,95 млрд рублей. Это самый высокий показатель за последние три года.
Создано более 3,6 тыс. новых рабочих мест. Это также самый высокий показатель (2627 р.м. – в прошлом году). Однако следует отметить, что число предприятий в июне существенно меньше введённых в соответствующие периоды прошлых лет – 32. Это означает, что строились в основном крупные производства, а спад строительства коснулся небольших заводов и фабрик. При этом во многих случаях новые предприятия финансировались крупными западными концернами, которые могут позволить себе вложить деньги в строительство. По отраслям список выглядит достаточно симптоматично – преобладает обработка сельскохозяйственной продукции, строительная индустрия и добывающая промышленность.
Среди высокотехнологических производств, появившихся в июне, следует отметить открытие Научно-технического центра компании «Ракурс-Инжиниринг» в ОЭЗ Санкт-Петербурга и Лабораторно-производственный комплекса Центра Генетики и Регенеративной Медицины в Москве.
Подписан указ об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и передаче ее полномочий Банку России.
Полномочия ФСФР по регулированию, надзору, контролю за финансовыми рынками, а также имущество службы передаются Банку России, который будет выполнять функции мегарегулятора финансового рынка России.
24.07.2013 Подписан закон о создании мегарегулятора финансового рынка на базе ЦБ РФ. Закон о мегарегуляторе должен вступить в силу с 1 сентября 2013г.
Центробанку передаются полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельности рейтинговых агентств и по инвестированию средств пенсионных накоплений. При этом разделены полномочия правительства РФ и ЦБ по страховому надзору.
Срок полномочий главы Цетробанка и членов совета директоров увеличивается с четырех до пяти лет, число членов совета - с 13 до 15 человек. На постоянной основе создается комитет финансового надзора, через который будет осуществляться реализация функций ЦБ в сфере финансовых рынков. Он объединит руководителей структурных подразделений ЦБ, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
Из истории создания ФСФР
ФСФР России была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации. 4 марта 2011 года к ФСФР России была присоединена Федеральная служба страхового надзора.
Правительство РФ одобрило план мероприятий по повышению темпов роста экономики. План состоит из пяти блоков:
1. Развитие малого и среднего бизнеса. В малом и среднем бизнесе предлагается повысить доступность кредитования через введение секьюритизации финансовых активов по стандартному пакету однородных ссуд, которые бы позволили Банку России обеспечивать рефинансирование на приемлемых условиях те банки, которые финансируют малый бизнес. Обеспечивается дальнейшее развитие гарантийной системы. Сейчас создана система региональных гарантийных фондов для малого бизнеса, однако необходимо дополнить ее созданием федерального фонда. Для обеспечения кредитов возможно использование какой-то части средств Фонда национального благосостояния. Предлагается продлить льготы по уплате страховых взносов для малого бизнеса. В целях поддержки бизнеса считается необходимым создание механизма расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к госзакупкам.
2. Повышение инвестиционной активности. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы прежде всего повысить инвестиционную активность бизнеса, в том числе с применением рамки государственно-частного партнерства. Это и законодательная поддержка, и ресурсная поддержка (через обеспечение возможностей использования ресурсов ФНБ и пенсионных накоплений на реализацию крупных инвестиционных проектов, но на возвратной основе).
3. Повышение доступности банковского кредитования. Предлагается снизить издержки для кредитных учреждений. Это в свою очередь позволило бы вместе со снижением маржи (что маловероятно – прим. ООО "АльтБизнес") обеспечить доступность кредитования для конечных заемщиков. Это дифференциация страховых взносов в фонды в зависимости от степени риска депозитной политики, что позволило бы снизить избыточное давление на депозитные ставки.
4. Улучшение инвестиционного климата. Прежде всего это Дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы. А также меры, связанные с привлечением ресурсов из иностранных юрисдикций в отечественный бизнес и прозрачностью деятельности российского бизнеса.
5. Решение отдельных отраслевых проблем. Большая часть проблем в отдельных отраслях связана с реализацией плана мер в связи с вступлением России в ВТО, этот план может внести существенный вклад в обеспечение приемлемых условий для организации бизнеса.
С 25 июля по 23 августа 2013 года открыт прием документов на участие в конкурсе, проводимый Министерством экономического развития Республики Башкортостан среди субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста.
Начато проведение конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления в аренду офисных помещений (от 12 кв.м.-26 кв.м.) и оказания услуг в территориальном бизнес-инкубаторе в Салавате.
Предметом конкурса является право на размещение в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. На конкурс выставляются 3 нежилых помещения: № 110 – 25,8 кв.м., № 207 – 18,3 кв.м., № 219 – 12,2 кв.м. Прием документов для участия в конкурсе осуществляется в рабочие дни с 09.07.2013 г. по 07.08.2013 г. Адрес подачи заявок: 453261, г. Салават, ул. Уфимская, 37А, АНО «Бизнес центр «Юг Башкортостана», e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дата и время проведения заседания конкурсной комиссии для определения победителей конкурса: 9 августа 2013 года в 11.00 часов (местное время) по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Уфимская, 37А.
Информацию об условиях и порядке проведения конкурса можно получить по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Уфимская, 37А (АНО «Бизнес центр «Юг Башкортостана»). Телефоны: 8(34763) 2-26-09, 2-26-70
Объем инвестиций по проекту: 30 млн. рублей. Чистая текущая стоимость проекта 18 млн. Период окупаемости 14 месяцев. Внутренняя норма доходности 67%. Обзор рынка нефтепродуктов, конкуренция на рынке печного топлива и нефраса, особенности переработки газового конденсата, технология переработки, цены на сырье, стоимость реализации, финансовые показатели, оценка эффективности проекта, чувствительность проекта по переработке газового конденсата.
Параметры бизнес-плана: Объем инвестиций по проекту: 1,5 млн. рублей. Чистая текущая стоимость проекта 4 млн. Период окупаемости 4 месяца. Внутренняя норма доходности 102%. Рынок сбыта – Республика Башкортостан. Конкуренция на рынке микрофинансирования.
Готовый Бизнес план открытия частного детского сада (детсад) предполагает покупку помещений для открытия образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Детский сад предназначен для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками. В детском саду будет осуществляться также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта. Появление частных детских садов связано с очередью на государственные садики. В рамках программы поддержки частных детских садов бизнес план обязателен.
Дополнительные услуги детского сада: сдача помещений в аренду под детские и взрослые дни рождения, интерактивный театр, студии и кружки, летний лагерь, консультационные услуги для родителей и детей.
Объем инвестиций по бизнес проекту: 14 млн. рублей. Чистая текущая стоимость проекта 2,4 млн. Период окупаемости 6 лет. Внутренняя норма доходности 26%.
В планируемый период планируется построить и запустить в эксплуатацию торгово-развлекательный комплекс, площадью 120000 кв.метров.
При проектировании и строительстве главный упор будет сделан:
Торговый центр будет представлять собой группу предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном комплексе зданий, соединённых крытым переходом.
На территории для удобства посетителей на территории комплекса будет размещена парковка на 6000 автомобилей.
Объем инвестиций по проекту: 203 млн. евро. Чистая текущая стоимость проекта 161 млн.евро. Период окупаемости 7,5 лет. Внутренняя норма доходности 17%. Проект переведен на иностранный язык.
Объем инвестиций по проекту автомойки: 3 млн. рублей. Чистая текущая стоимость проекта автомоечного комплекса 2 млн. Период окупаемости 2 года. Внутренняя норма доходности 56%.
Закончено проведение маркетинговых исследований рынка Ресторанных двориков (англ. food court).